История Дипсервис Холла
1 июля 2014 года резиденция «Фрунзе» поменяла статус на комплекс «Фрунзе», дом с колоннами получил новое имя — Dipservice Hall, а вместе с тем стал доступным для аренды для всех желающих.
«Воинский» квартал
История дома с колоннами в Войсковом переулке началась ровно 60 лет назад. Имя первого «летописца» известно — народный архитектор СССР Георгий Заборский. Впрочем, это звание Заборский получил лишь четверть века спустя. В 1956 году, когда здание в Войсковом переулке только проектировалось, он был просто архитектором. Хотя нет, не просто. К тому времени имя Заборского уже было вписано в историю послевоенного Минска — именно он в соавторстве с Владимиром Королем победил в конкурсе (а состязались более 70 авторов!) на создание в Минске памятника воинам и партизанам, победившим в Великой Отечественной войне. Заборский и Король предложили 40-метровый обелиск, увенчанный трехметровым изображением ордена Победы. В 1954 году обелиск Победы был установлен на Круглой площади Минска. Спустя четыре года площадь получила новое имя — Площадь Победы.
Жилой квартал в районе современной Площади Победы, в границах Войскового переулка — улицы Фрунзе — Броневого переулка — улицы Захарова возник в XIX веке. Тогда улицы и переулки в этом районе носили совсем другие названия. Улица Фрунзе, которая служила границей Парка им. М. Горького (это имя городской парк обрел в 1936 году), до 1925 года была улицей Госпитальной.
В 1925 году, после смерти революционера Михаила Фрунзе, председателя Революционного военного совета СССР, улица Госпитальная была переименована в улицу его имени. Фрунзе в 1917 году был одним из руководителей Минского исполкома и подписал документ о создании белорусской милиции, так что появление в Минске улицы в его честь было вполне закономерным.
В Великую Отечественную войну часть домов в этом квартале сгорела. Но часть квартала уцелела. Старые довоенные одноэтажные домики с хозяйственными постройками и садикамиогородиками оставались на этом месте еще несколько лет. В 1950-е годы старые дома в Войсковом переулке снесли, а на их месте построили кирпичные двухэтажные коттеджи, которые предназначались для проживания партийной номенклатуры и важных чиновников, а также 12-квартирный дом Совета Министров БССР.
Гостиница Совета Министров
Архитектор Георгий Заборский построил здание в Войсковом переулке в 1950-ые годы
В 1956 году архитектор Георгий Заборский получил заказ на проектирование в Войсковом переулке гостиницы Совета Министров БССР — того самого здания, которое сегодня называется Dipservice Hall. К тому времени Никита Хрущев, руководитель советского государства с 1953 по 1964 годы, объявил борьбу с архитектурными излишествами, т.е. со сталинским ампиром — тем самым стилем, в котором возводился послевоенный Минск. И архитектору Заборскому предстояло решить непростую задачу — построить здание, которое было бы одновременно помпезным и строгим. Подробности о том, как шла работа над гостиницей, мы нашли в книге Вячеслава Чернатова «Георгий Заборский»: «Гостиница органично вписалась в существующую застройку квартала, состоящую из двухэтажных, утопающих в зелени особняков… Сам замысел созрел довольно-таки быстро, впоследствии вспоминал зодчий. За основу был принят классический принцип построения загородного дворца-особняка, поскольку он типологически наиболее соответствовал более полному раскрытию темы». В пояснительной записке к проекту гостиницы архитектор отметил, что в проекте использованы парадные приемы архитектурной композиции как снаружи, так и внутри.
Долгие годы гостиница относилась к разряду так называемых «закрытых» объектов, о ней практически не упоминалось в архитектурной печати. В 90-е годы заслуженный архитектор БССР Е.Л. Заславский отметил в частной беседе с Вячеславом Чернатовым, работавшим тогда над книгой о Заборском, что «данное произведение Заборского является одним из ярчайших самоцветов в оправе короны, созданной зодчим».
Всего в гостинице было шесть номеров — по три на этаже. Самым большим (больше 100 кв. м) был четырехкомнатный номер на втором этаже. Каких гостей он повидал за свою жизнь, история умалчивает. Возможно, именно в нем останавливался Никита Хрущев, не раз в конце 1950-х — начале 60-х годов бывавший в Минске. В гостинице можно было не только отдыхать с комфортом, но и устраивать приемы: тут были обустроены банкетный зал на 102 места, кинозал на 76 мест, огромная бильярдная (почти 100 кв. м), большой зимний сад с выходом на террасу, несколько малых гостиных и одна большая (120 кв. м).
В 70-ые годы для приема высоких гостей была построена резиденция «Заславль» на Минском море, и гостиница в Войсковом переулке стала использоваться все реже.
Перестройка
В 1986 году Председатель Совета Министров БССР Михаил Ковалев принял решение реконструировать обветшавший особняк, а заодно и двухэтажные коттеджи по соседству, переселив их жильцов. Реконструкцию поручили архитектору Сергею Капрову.
— Я хорошо помню, как первый раз переступил порог этого здания, — вспоминает Сергей Алексеевич. — У входа в него был фонтан, давно неисправный. Внутри здание имело печальный вид — в вестибюле стояли тазики с водой и ведра, а с потолка капало. Балюстрады, которая есть сегодня, тогда не было, входной вестибюль от аванзала отделяли огромные тканые шторы. По центру аванзала, где сейчас висит гобелен, висела огромная, три метра на пять, картина Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 г.». Лестниц справа и слева на второй этаж не было, попасть наверх в жилые помещения можно было через аванзал. Банкетный зал был обит филенкой, покрашенной в темный цвет. Окна в нем были прямоугольные, двери стояли обыкновенные, без порталов. Главным украшением зала служил барельеф Ленина, вырезанный из фанеры и зашпонированный. Люстры были одноярусные и висели под самым потолком. Никакой лепнины, карнизов, фризов, капителей не было. Я предложил все перестроить. За разрешением на перестройку ездил к автору проекта Георгию Заборскому, он, честно говоря, ревностно отнесся к этой идее. Объект был не коронный, но значимый для него.
Сергей Капров перестроил здание спустя 30 лет
В Совете Министров мой проект реконструкции утвердили, единственное, что вызвало споры — купол, которым я хотел накрыть внутренний дворик над колоннами. Его не утвердили. Остановились на том, что купол сделаем лишь над аванзалом. А чтобы он не замерзал, по периметру сделали широкие карнизы и за ними спрятали трубы.
Вестибюль мы полностью перестроили. Сделали мраморную балюстраду, украсили ее канделябрами. Многие думают, что эти канделябры, как и люстры в банкетном зале, — антиквариат. На самом деле им по 30 лет — мы придумали их вместе с дизайнером Олегом Сурским. Сперва нарисовали, потом сделали модели из гипса, отвезли на радиаторный завод, и там ребята по знакомству отлили жирандоли. Люстры в банкетном зале были одноярусные, мы их превратили в двухъярусные. А стекло для канделябров и люстр заказывали на стеклозаводе «Нёман» в Гродно.
Долго думали, чем заменить картину в аванзале. Остановились на гобелене художника Владимира Ткачева «Беларусь — край родны», он удачно вписывался в эту архитектуру. Гобелен выткали в Борисове на комбинате декоративно-прикладного искусства, сейчас он является историкокультурной ценностью. Кстати, точно такой же гобелен мы заказали для белорусского зала в Посольстве СССР в Вашингтоне.
Прямоугольные окна в банкетном зале решили сломать и сделать арочные. На противоположной стене я автоматически их повторил. И когда появились арки, пилястры, карнизы и лепнина, я уговорил Председателя Совета Министров выделить нам сусального золота. Ковалев созвонился с Москвой и решил вопрос. Так что вся эта красота в банкетном зале — в прямом смысле слова золотая, на нее ушло два с половиной килограмма чистого сусального золота. Профессиональные позолотчики и реставраторы месяца три провели на лесах в этом зале, покрывая тончайшими пластинками каждый элемент.
Я долго думал, что сделать в банкетном зале на заднике. И както сидел за столом, смотрел на обложку журнала, на ней была сакура. И подумал: а что у нас такой же символ, как сакура в Японии? Дуб! Аист тоже символ. В итоге получилась эффектная композиция-барельеф. Ее делали художники-монументалисты Игорь Гоняев и Виктор Тихонов. Наносили семь или восемь слоев гипса и вырезали каждую деталь. В Беларуси такой работы прежде не было, руководство Совета Министров осталось очень довольно.
С раздвижной ширмой, которая отделяет банкетный зал, была целая эпопея — ее никто у нас не мог сделать. В итоге нам сделали ее в Финляндии. А мебель для всего здания закупили югославскую, часть ее и сейчас сохранилась. Картины на стенах — работы известных белорусских художников.
Новая история
После реконструкции на здании появилась табличка «Дом внешнеторговых и экономических связей БССР». Гостиничных номеров на первом этаже после переделки не осталось, а жилые комнаты на втором этаже сохранили. Правда, в качестве гостиницы этот особняк за последние тридцать лет использовался лишь однажды — когда в Минск в конце 80-х годов на целую неделю приехала представительная американская делегация. После этого всех высоких гостей, которые останавливались в резиденции Совета Министров, размещали только в гостевых домиках по улице Фрунзе. А дом с колоннами использовался для приемов.
В январе 1994 года здесь принимали Билла Клинтона. И хотя визит был непродолжительным — американский президент провел в Минске всего 6 часов, — он успел подписать с председателем Верховного Совета БССР Станиславом Шушкевичем Договор о взаимной защите инвестиций. Клинтон остался доволен приемом и прислал в резиденцию благодарственное письмо.
Отдельную главу в историю резиденции «Фрунзе» вписали российские и зарубежные знаменитости. В середине 1990-х годов в Минске еще не было высококлассных отелей, а звезды требовали особого комфорта. В резиденции «Фрунзе» они его получали — тут останавливались Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Людмила Зыкина, Михаил Задорнов и шведская группа Army of Lovers. Пугачева с удовольствием ела яблочки с местных яблонь, а Задорнов как-то попросил перерисовать план дома, в котором он жил — хотел построить себе такой же, мол, очень удобный.
Сегодня в комплекс «Фрунзе» звезды тоже заглядывают — на благотворительные мероприятия, которые проводятся в Dipservice Hall. В новой Книге почетных гостей первая запись сделана рукой известного российского актера Константина Хабенского: «Рад приветствовать всех хороших людей, которые зашли в эту книгу».
За тридцать лет, которые прошли с момента глобальной реконструкции здания, кардинальные перемены коснулись лишь двух помещений — кинозал был переделан в Каминный зал, где центральное место занял овальный стол на 30 мест, а бильярдную перестроили в Деревянный зал с круглым столом на 20 мест. Вместо гостиничного номера на втором этаже появилась комната для переговоров в узком кругу.
Просто сходить на экскурсию сюда нельзя, но арендовать особняк под прием, корпоратив, свадьбу, модный показ, фотосессию, концерт или деловую конференцию — запросто. К слову, первой компанией, которая воспользовалась новым статусом комплекса, стал мультибрендовый холдинг «Атлант-М», отметивший тут в июле 2014 года 20-летие бренда Volkswagen в Беларуси. И хотя время от времени в Dipservice Hall официальные мероприятия случаются (в 2014-2015 гг. здесь проходило несколько заседаний Контактной группы по урегулированию ситуации в Украине), все чаще двери белоснежного особняка открываются по торжественным поводам.